Лидер катастроф: Ту-124
Кaк и вo всeм мирe, прeждe чeм зaпустить aвиaлaйнeры в сeрийнoe прoизвoдствo, в Сoюзe учeныe прoвoдили с ними мнoжeствo испытaний и всячeски прoвeряли нa прoчнoсть. Впрoчeм, кaк гoвoрится, «в сeмьe нe бeз урoдa», и судьбa нeудaчникa всeй тупoлeвскoй сeрии дoстaлaсь Ту-124.
Впeрвыe oн пoднялся в нeбo 24 мaртa 1960 гoдa, a пeрвый рeйс с пaссaжирaми выпoлнил 16 oктября 1962 годы. Всего было построено 163 самолета, в том числе 111 — в пассажирском варианте.
Не столь чем через год, в августе 1963-го, в Ленинграде с Ту-124 происходит первая авиакатастрофа. К счастью, пилотам если на то пошло удалось посадить воздушное судно на реку, экипаж и пассажиры выжили. Хотя уже через два года, в 1965-м, под Куйбышевым из-за вышедшего из строя авиагоризонта при наборе высоты рухнувшая в закраина «тушка» забрала жизнь 30 человек, находящихся на борту.
Рухнул в кукурузное ферония и взорвался
Две из четырнадцати катастроф самолетов этой серии произошли нате территории УССР. О первой долго умалчивали, поскольку не могли выяснить причину падения, истинно и просто чтобы не подставлять под удар репутацию авиапрома. Самолет Ту-124, совершающий путь Минеральные Воды — Ростов-на-Дону — Вильнюс, рухнул в кукурузное поле промеж (себя) селами Лиховка и Заполички Верхнеднепровского района 2 сентября 1970 года. Из 5 членов экипажа и 32 пассажиров невыгодный выжил никто.
— Я трактористом работал, в тот день как раз вышли в плантация, увидели самолет, рева двигателей не слышно было, — рассказал «КП» в Украине» самовидец катастрофы 77-летний житель села Днепровокаменка Владимир Богун. — Накануне самым падением двигатели включились, но самолет уже шел носом вниз и упал без околичностей на поле. Взрыв был жуткий, такой столб огня стоял! Ты да я с напарником поехали туда на мотоцикле. Зрелище, скажу вам, было ужасное. А помощью полчаса приехали военные, оцепили территорию. Больше мы ничего о той трагедии безлюдный (=малолюдный) слышали.
По данным исследования комиссии, находящийся на высоте 9000 метров авиалайнер перешел в крутое пике с левым разворотом. Он развернулся на 266 градусов, когда на скорости 950 км/ч подо углом около 70-75 градусов и с левым креном врезался в поле и на расстоянии 9 километров левее трассы взорвался. Всё-таки ни погодные условия, ни столкновение в воздухе с каким-либо объектом, ни разнесение в воздухе не могли вызвать такое стремительное падение. Да и пожар случился далеко не в небе, а уже после крушения.
— О трагедии я узнал от своего отца, я потом учился на первом курсе сельхозтехникума, — вспоминает экс-председатель Днепровокаменского сельсовета Виктор Кривко. — Уезд катастрофы было сразу же оцеплено военными. Самолет упал прямо держи кукурузное поле. Уже после всего «Аэрофлот» возмещал колхозу причиненный потеря.
Чуть позже, по словам Виктора Константиновича, на месте гибели был установлен скала с табличкой, где были указаны имена погибшего экипажа, поставлена оградка и посажено три тополя. Стащили тама и мелкие обломки «тушки». Впрочем, на сегодня уцелела лишь оградка, обломки растащили в металлолом, а из трех тополей остался один.
Виноваты не летчики, а мастеровитость
Летчик с 40-летним стажем, бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда Костюха Проскура исключает из причин трагедии человеческий фактор, а литовских пилотов называет профессионалами. В области его мнению, виновата техника.
— У пилотов замкнуло включение триммера управления руля, — говорит Костяня Федорович. — Триммер снимает на штурвале усилие. Произошло замыкание, и триммер начал за работой недоедать и недосыпать на пикирование. Летчики стали тянуть штурвал на себя, но, видимо, далеко не смогли преодолеть усилие. Надо было поставить малый газ и выпустить ноги, чтобы самолет не разгонял скорость.
А еще, по мнению опытного летчика, ото трагедии самолет могла спасти обратная петля Нестерова, но для сего нужно быть настоящим виртуозом.
Примечательно, что командир экипажа разбившегося авиалайнера Стефан Макаревич в 1963 году перегнал в Вильнюс начальный Ту-124, а в 1966-м весьма удачно посадил аналогичное воздушное судно возьми подходе к аэропорту «Внуково». Двигатели самолета тогда самопроизвольно остановились на высоте 1200 метров. Макаревич сумел избежать катастрофы: и умение, и пассажиры остались невредимы. За это летчик получил именные часы через самого конструктора Андрея Туполева.
Про катастрофу, которая случилась в 1970 году сверху Днепропетровщине, сегодня напоминает только оградка, обозначающая место гибели 37 персона. Фото: Николай Чабан
Трагедия под Львовом
23 декабря 1973 года из-ради возгорания левого двигателя потерпел катастрофу Ту-124, совершавший рейс Лемберг — Киев — Куйбышев. О неполадках на борту экипаж сообщил через две минуты после взлета. Диспетчеру доложили: «Футляр левый двигатель, разворачиваюсь на 180°, посадка у вас с обратным курсом». Всё же сообщение не было понято диспетчером, и экипаж еще дважды повторил его. После третьего сообщения о пожаре двигателя коляска на связь больше не выходил и на запросы не отвечал. Воздушное судно был обнаружен полностью разрушенным и частично сгоревшим в поле между селами Винники и Миклашев подо Львовом.
Комиссия установила, что причиной катастрофы стало разрушение в воздухе левого двигателя, вызвавшее интенсивный и временный. Ant. долговременный пожар. Как выяснилось, детали двигателя, а именно штифты были изготовлены держи заводе с нарушением технологии термообработки, что и повлекло за собой аварию.
В этой авиакатастрофе погибли 6 членов экипажа и 11 пассажиров.
Правительственным документом предусматривалось, затем чтобы лайнер перевозил 36-40 пассажиров на расстояние 1350-1500 км. Фото: aurwar.ru
Безутешный итог 20-летней работы Ту-124
Всего потеряно 18 Ту-124, из них 14 — в ГА СССР, 3 — иностранными военными и 1 — чехословацкой авиакомпанией CSA. «Пиковыми» по мнению потерям стали 1970 и 1973 годы. Самой тяжелой потерей стала бедствие в 1979 году в Тамбовской области, когда погибли 63 человека.
Из-по (по грибы) ошибок личного состава потеряно 72% Ту-124, по причине отказа авиатехники — 22%, до сих пор в 6% случаев точную причину происшествий установить не удалось.
Все катастрофы и происшествия Ту-124
- 21.08.1963 г. — Город-герой — посадка из-за поломки шасси на воду Невы. Выжили все.
- 08.03.1965 г. — Самара — выход из строя авиагоризонта при наборе высоты, упал в поле. Погибли 30 из 39 человечек, находившихся на борту.
- 10.11.1965 г. — Мурманск — при заходе на посадку мало-: неграмотный выдержал глиссаду и упал на лед озера Килпъярв. Погибли 32 из 64 лицо, находившихся на борту.
- 27.07.1966 г. — около Запорожья — подхвачен восходящим потоком воздуха, так экипаж сумел выровнять машину. Скончался от сердечного приступа один путешественник из 90 человек (явный перегруз!), находившихся на борту.
- 07.03.1968 г. — Волгоград — при взлете фуксом проскочил куда были выпущены интерцепторы, экипаж сумел выровнять машину. Из-за пиковой кратковременной перегрузки через сердечного приступа скончался один пассажир из 49, находившихся на борту.
- 29.01.1970 г. — Романов-на-Мурмане — при заходе на посадку самолет задел сопку. Погибли 11 засранец из 38 находившихся на борту.
- 2.09.1970 г. — в 70 километрах от Днепропетровска моноплан рухнул в поле и взорвался. Погибли 37 человек, находившихся на борту.
- 12.12.1970 г. — Стригино (Исподний Новгород) — пожар, возникший в электропроводке во время запуска двигателей. Выжили все.
- 09.07.1973 г. — Каинск — разрушение правого двигателя, самолет сел на одном. Погибли 2 человека (убиты осколками мотора) из 61.
- 20.10.1973 г. — Казань — при посадке выкатился после пределы ВПП. Выжили все.
- 16.12.1973 г. — Московская область — триммер руля высоты беспричинно перешел в положение пикирования, самолет разбился. Погибли все 51 человек, находившиеся для борту.
- 23.12.1973 г. — Львов — в полете загорелся левый двигатель, что привело к выводу из строя тяг управления сейчас же. Погибли все 17 человек, находившихся на его борту.
- 03.01.1976 г. — вахлак Санино Московской области — отказ авиагоризонта, самолет упал на деревню. Погиб 61 куверта, находившийся на борту, и один человек на земле.
- 29.08.1979 г. — около города Кирсанова Тамбовской области — получай эшелоне по неизвестной причине выпустились закрылки, самолет сорвался в штопор и развалился в воздухе через перегрузок. Погибли 63 человека, находившиеся на борту.
А ЕЩЕ БЫЛ Карамболь
Чудо на Неве
Летом 1963 года в Ленинграде произошел уникальный в (видах мировой гражданской авиации случай — пассажирский Ту-124 совершил посадку сверху воды реки Невы. При этом никто из 44 пассажиров приставки не- пострадал.
Рейс этот, следовавший из Таллина в Москву, с самого начала малограмотный задался. После взлета не убралось переднее шасси, и самолет направили в Петербург, где ему предстояло совершить аварийную посадку. Однако перед посадкой следовало выработать горючее, Ту-124 кружил над Ленинградом, когда один из двигателей внезапно заглох. Диспетчерские службы дали санкционирование срезать путь до аэродрома и лететь через центр города. Но в отдельных случаях экипаж сменил курс — отказал и второй двигатель. Командир экипажа Виктор Мостовой со вторым пилотом Василием Чеченевым приняли урегулирование садиться на воду. Самолет приводнился спустя 14 секунд после отказа второго двигателя.