Миллионы кубометров грязи затянули в воронку девятиэтажку, школу и два детских сада
Гoрoдскoй двoрик нaпoминaл лaгeрь к бeжeнцeв
Двaдцaть лeт нaзaд рoвнo в чeтырe чaсa утрa тoгдa eщe Днeпрoпeтрoвск стaл эпицeнтрoм нeвидaннoй трaгeдии, кoтoрыe пoкaзывaли рaзвe чтo в фильмax-кaтaстрoфax. Кaртинa былa прoстo aпoкaлиптичeскaя: миллиoны кубoмeтрoв грязи двигaлись сo скoрoстью примeрнo 25 мeтрoв в чaс, oбрaзoвaли воронку с жидкой грязью, куда и упали 2-подъездный девятиэтажный дом, школа и частично два детских сада. О причинах оползня нате жилмассиве Тополь спорят до сих пор, а бывшие жильцы и очевидцы, можно представить паломники, даже спустя годы частенько приходят на то место.
Горожане вспоминают, что такое? накануне вечером был такой невиданной силы ливень, как будто кто такой-то раздвинул облака и лил из огромного ведра.
А поскольку из-по (по грибы) неисправной канализационной и водопроводной системы во всем районе в подвалах и так стояла вода, дно окончательно «поплыл», как горячий шоколад.
— Тополь стоит на просадочных грунтах, которые в сухом состоянии песенка спета твердые и устойчивые, но под воздействием воды превращаются в жижу, — объясняет блогер Артем Костюк, живший бери там же неподалеку. — В тот день уровень грунтовых вод в этом месте был далеко не меньше двух метров, в итоге грунт, можно сказать, просто вытек вниз в области склону вместе с 9-этажным домом, школой, детскими садами и гаражами, образовав воронку площадью 45 тысяч квадратных метров.
Первой в пучину отправилась девятиэтажка, вслед за этим — 99-я школа, в которой, к счастью, никого не было.
Артему тогда было всего 12 планирование, но парень до сих пор помнит, как над головой летали военные вертолеты, суетились (потомки в форме и родители, которые на скорую руку собирали вещи.
— Поначалу последняя спица в колеснице не мог понять, что происходит, — вспоминает очевидец. — Информации было недовольно. Только слухи ходили разные. Потом территорию в радиусе 200 метров ото школы оцепили, рассказали, что происходит. Среди людей мгновенно началась страх. Наш дом находился достаточно далеко, и жильцов оттуда не выселяли, хотя родители сами решили выехать — на всякий случай. Взяли все самое ценное, исключая мебели. Стандартный набор: ковры, телевизор, вещи, документы, фамильный хрусталь, посуду.
Достояние семья вынесла на улицу и стала ждать машину, которая должна была следовать ними приехать. Ждать пришлось долго, ночевали на улице, прямо для вещах. Обычный городской дворик напоминал лагерь для беженцев: кучкующиеся семьи с баулами, бабье на огромных сумках, спящие рядом дети — кто на коврах, а кто такой на руках у мамы.
Артем Костюк информацию об оползне начал копейку) еще подростком. Фото: Соцсети
Жильцов квартирами не обидели
Получай какое-то время людей приютила гостиница «Днепропетровск», потом в уцелевшие под своей смоковницей стали возвращаться жильцы, а спасатели продолжали ликвидировать последствия злополучного оползня. Артем Костюк с родителями перевезли вещи обратно и вернулись по домам примерно через месяц.
В одном из домов, который был ближе к эпицентру оползня, обитатели не появлялись полгода, а то и год. Многим уже власти и квартиры новые успели вручить. В старые, видимо, потом пустили других людей.
— Руководство города, чувствуя свою ручательство, дало квартиры тогда всем, кто лишился жилья. Никого не обидели, — вспоминает блогер. — Соседи из 9-го у себя вообще в плюсе оказались. Они жили в малосемейке, крошечных 12-метровых квартирках. Взамен им вручили ордера получи и распишись просторные двухкомнатные квартиры. Людям из разрушенного 22-го дома дали трешки, а детей на чужой счёт отправили отдыхать в «Артек». Тем, чьи квартиры уцелели, дали путевки в братство попроще. Я, помню, ездил тоже.
Произошедшее в июне 1997 года настолько врезалось в эйдетизм подростка, что забыть он не может до сих пор. Мальчишкой Артем то и дело ходил по пустырю, который остался после оползня, зарисовывал, фотографировал, вырезал заметки из газет. Когда-никогда парень вырос, то завел свой блог и выложил туда все собранные материалы.
— Собирал я сие все, чтобы люди помнили, — говорит очевидец трагедии. — Все как рукой сняло двадцать лет, а ощущение пустоты осталось. Наверное, это чувствуют только личный состав, которые там жили.
Владимир Рязанов даже в самом эпицентре обвала с фотоаппаратом мало-: неграмотный разлучался. Фото: Соцсети
«Картина была военная»
Фотограф Владимир Рязанов прибыл получай место одним из первых.
— Сначала поползи слухи, что на Тополе чисто-то то ли рухнуло, то ли взорвалось. Журналисты, естественно, все пронюхали и побежали тама, — рассказал «КП» в Украине» Владимир Леонидович. — Картина была чистосерде-таки военная — весь массив оцеплен. Никого не пускали.
Фотокор приехал со своим коллегой и пелена пробраться в самое логово оползня. Правда, к мужчинам приставили сопровождающих, чтобы они ненароком малограмотный упали в какую-нибудь яму или не оказались смытыми грязевым потоком. Позднее же милиция и спасатели организовали штаб, а по всей округе отключили воду и ток. Рязанов вспоминает, что в домах не работали лифты, а попасть внутрь хоть было только по паспорту с пропиской. Тяжелые вещи люди спускали из окон, грудь выносили в руках.
— К водовозам длинная очередь была за водой, — говорит фотожурналист. — Щебень большегрузными самосвалами бесконечно завозили — засыпать образовавшуюся яму.
Случайной и единственной жертвой оползня оказался старенький старик, который жил неподалеку на даче. Он побежал в гараж спасать частный «Запорожец» и остался там навсегда, погребенный под кубометрами размокшей земли.
Снимки Владимира Рязанова коли так публиковали местные газеты, а теперь они — настоящие исторические экспонаты, рассказывающие о тех событиях.
А для месте провалившихся зданий какое-то время была свалка — выносили и вывозили кто такой что хотел. Пока не пришел инвестор, который сделал там стоянку во (избежание автомобилей.
В первую очередь спасали самое ценное — ковры и телевизоры. Фото: Владимира Рязанова из блога Артема Костюка
На высоком уровне
«Дома построили неправильно»
Леонид Турчин, заслуженный строитель Украины:
— Оползень, обязательно, природный катаклизм, но он был вызван тем, что здания были построены анормально. В 70-х команда из Москвы поступила, мол, людям нужно жилье. Идея хорошая, так не в районе, где могут быть оползни, поскольку рядом балка. И об этом знали. Не мочь было строить без ливнестоков, дождевая вода должна уходить не в землю, а в трубы. Совсем далеко не учли ситуацию под землей, а там все текло. Когда после аварии получай массиве шли восстановительные работы, я как раз был членом исполкома. Я сразу предложил отопка выносить не в подвалы, а на крыши домов. Так было и выгоднее, и безопаснее — водонесущий выкид котельной не соприкасался бы с землей.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
«Во дворе льется вода, а в доме трясутся трубы»
Виктория Никитина в в таком случае время была старшим инженером пожарной службы. Именно она в то роковое утро совсем до сей поры молоденькой девушкой, которой только-только дали звание офицера, принимала вызов ото жильцов дома 22.
— Помню, как будто это было вчера, — рассказала «КП» в Украине» Виктория. — Загодя утром позвонила взволнованная женщина и сообщила, что во дворе льется вода, а у них в доме трясутся трубы. Шишка на ровном месте не мог объяснить, что происходит. На место выехал караул СВПЧ 19. Старшой караула оценил ситуацию и приказал проводить эвакуацию. Людей будили и выводили из на хазе. В 8.05 я уже докладывала в Киев, что девятиэтажный дом ушел под землю.