Электромобили и “пик нефти”. Истина в модели — 3
Пoслe стaтьи o крaткoсрoчныx пeрспeктивax “слaнцeв” я бы xoтeл прoдoлжить путeшeствиe в будущee: кoгдa жe нeфть уйдёт нa пoкoй? Чтoбы гoвoрить o стoль дaлёкoм будущeм имeeт цель oбрaтиться ужe к тoму кaк прoисxoдят систeмныe пeрexoды и рaспрoстрaнeния иннoвaций.
Скoрoсть рaспрoстрaнeния иннoвaций
В фильмe “Мaтрицa” eсть эпизoд, гдe Мoрфeус филoсoфствуeт o тoм, чтo виртуaльный сфера пoдчиняeтся сoбствeнным зaкoнaм, кaрдинaльнo oтличaющимся oт зaкoнoв рeaльнoгo мирa. И сeгoдня сие видно как никогда: в цифровом мире концепции и продукты расцветают и умирают вслед считанные годы, иногда дни. Например, дневная аудитория игры “Pokemon Go” из-за две недели достигла половины уровня твиттера, Фейсбук за пять полет охватил 10% мирового населения, а компания Майкрософт силой перевела сотню миллионов пользователей c Windows 7 нате Windows 10 изменив механизмы обновления. Вследствие этого создаётся ложное впечатление, точно быстр и весь остальной мир — со дня на день планета заполнится электромобилями, солнечными панелями и биткоинами.
Так распространение концепций и объектов по реальному, физическому миру сопряжено со значительными затратами ресурсов — энергетическими, материальными, финансовыми. Материальные сокровище не поддаются копипасте, а ждать посылки из Китая приходится неделями, в несходство от электронной почты. Скорость проникновения персональных автомобилей в общество была черезвычайно медленной — произвольный десятый землянин обзавёлся автомобилем только спустя 65 лет после азы его промышленного производства. Мобильным телефонам на это потребовалось 20 полет и по меркам реального мира это сверхбыстрое исключение из правил — возможно, занятие в небольшом размере и цене каждого устройства, а так же в наличии убийственных преимуществ по-над стационарным телефоном.
Раз уж разговор идёт об энергии и нефти, в таком случае уместно упомянуть солнечную энергетику: в 1982 году появилась электростанция на солнечных батареях мощностью 1 мегаватт, 2000 время принёс отметку в 1 гигаватт суммарно для всех станций. К 2016 году солнечная флюиды у всех на слуху, но занимает непропорционально мало — 1,3% от мирового производства электроэнергии и 0,5% с производства всей первичной энергии при помощи 295 гигаватт. Или экой пример: мало кто знает, но однажды электромобили занимали 30% с всего парка автомобилей и было это в 1900 году в США. Следующая веха сие аж 1990-е, когда General Motors, Toyota и т.д. произвели для американского рынка сколько-нибудь тысяч электромобилей, но проекты были признаны неуспешными. Tesla выпустила свою первую прообраз электромобиля в 2008 году, в 2016 продажи компании составили 84 тысячи стукко.
Отсекая электромобили начала века можно сказать, что десятилетия позади и прежде победного конца десятилетия впереди: в 2016 было произведено 466 тысяч электромобилей (без участия учёта гибридов) против почти сотни миллионов транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) — сравнивать в 200 раз. Во-вторых, в отличие от “быстрых” мобильных телефонов, у электромобилей отсутствуют убийца-фичи — принципиальные преимущества перед обычными машинами. На данный момент скорешенько даже наоборот.
Мораль: реальный мир, в противовес виртуальному, очень инерционен и инновации распространяются после обществу десятилетиями. Не следует повторять ошибок предыдущих поколений и заявлять почему через пару лет всё перевернётся с ног на голову. Реальный круг так не работает и подчиняется собственным неповоротливым законам.
Потребление нефти: кредитоспособный рост на протяжении 30 лет
В будущем переходе с нефтянки и ДВС бери электроэнергию и электромобили можно выделить пару ключевых моментов. Это “пик нефти”, когда-когда будет пройден максимум добычи и спроса, и кратное снижение потребления нефти, которое пора и честь знать означать свершившийся переход. Нефтехимическая и другая промышленность, авиация, морской, грузовой транспорт и т.п. отнюдь не дадут сильно снизиться спросу, поэтому в перспективе двух десятков лет нас ждёт просто-напросто “пик нефти”. Причём, текущая ситуация в нефтянке и запасы нефти говорят, как “пик” будет связан не с ограничениями добычи, а со снижением потребления.
Вот в духе выглядит структура потребления нефти в динамике:
Что стоит подметить: НЕтранспортное потребление нефти (серым цветом получи и распишись графике) по сути стагнирует на протяжении 30 лет, революций вслед за этим не намечается. Скорее даже наоборот и дешёвая нефть сейчас стимулирует сей сектор. А вот над растущим сектором пассажирских машин навис риск распространения электромобилей и все слушок о “пике нефти” логично свести именно к нему. Потребление транспортного сектора растёт линейно сверху протяжении 30 лет, соответственно чтобы сделать “пик” нужно переломить текущий рост. В среднем он составляет 1,1–1,2 миллиона баррелей в сутки (МБ/д) что ни год, а в последние несколько лет благодаря низким ценам рост спроса на земляное масло даже ускорился.
И ещё удивительный факт: на графике не видно следов роста эффективности двигателя внутреннего сгорания, которым ежесекундно пытаются объяснить будущее снижение потребления нефти. Причина проста: парк машин растёт стократ быстрее эффективности, экспоненциально. Во-вторых, увеличивается и средний годовой пробег механизмы. Соотношение можно наглядно отобразить на графике:
С одной стороны трёхкратное взлет автопарка, с другой — небольшое сокращение годового потребления нефтепродуктов на машину
Цифирь “пика нефти”
Выше можно увидеть, что потребление нефти пассажирскими автомобилями растёт и не пер, в среднем на 0,5 МБ/д в год. Оно и понятно — в год производят десятки миллионов машин, по (по грибы) 2016 год 69,5 млн. Но не всё производство де-факто обеспечивает сей рост потребления, так как часть машин выходит из эксплуатации и их нужно разменивать новыми. При этом новые машины потребляют меньше топлива и две вышедшие из эксплуатации эквивалентны сообразно потреблению примерно трём новым. Учитывая замену старым машинам и рост эффективности только и можно разбить производство на такие составляющие:
Сумма полей составляет годовое изделие
Соответственно, из 69,5 млн производства машин только 25,5 млн ответственны вслед прирост потребления нефти. И для остановки этого роста их нужно заслонить производством электромобилей. Годовое производство бОльшего количества электромобилей приведёт к сокращению потребления нефти сим сектором.
Но транспорт это не только легковушки. Мировой пассажиро- и грузооборот растёт вместе с экономикой, поэтому умножение потребления продолжается и в авиационном, морском и грузовом транспорте. Самолёты будут ещё беда долго летать на керосине; морской транспорт, в теории, может перейти бери сжиженный природный газ, но прогресса пока нет и не планируется. Фрахтовой автотранспорт отстаёт в электрификации минимум на десять лет и до 2030 без- успеет значимо повлиять. Так что в мире есть и другие сектора, которые обеспечивают и будут обеспечивать приращение потребления нефти. Суммарный рост потребления этих трёх секторов около 0.65 МБ/д в бадняк, а значит для его нивелирования потребуются дополнительные 31 миллион электромобилей. Итого — 56 млн. (само собой), цифры условны, но основная цель это понять ситуацию хотя бы в общих чертах.
При этом сквер автотранспорта увеличивается по экспоненте, а значит со временем будет требоваться всё хлеще электромобилей для “пика нефти”. Во-вторых, электромобили тоже со временем выбывают из автопарка и их нужно вернуть новыми. Поэтому “пик нефти” убегает от электромобилей:
Достижение производством жёлтой очертания приведёт к “пику нефти”
Пока производство электромобилей развивается относительно медленно — за кубической параболе, и в обозримом будущем достичь необходимого для “пика нефти” производства безлюдный (=малолюдный) получится. Но при совпадении ряда факторов в будущем рост может убыстриться. Ant. затормозиться и перейти на экспоненту. Например, объединение концепций электромобиля и автопилота может существенно понизить. Ant. увеличить стоимость услуг городского такси. Или произойдёт прорыв в аккумуляторных батареях и у электромобилей напоследках-то появится киллер-фича по цене, дальности хода и так впоследствии времени. Ну или другие сектора потребления нефти начнут снижаться, чего исключать его ужас не поддается.
Ничего удивительного в том, что для “пика нефти” требуется такое заоблачное осуществл электромобилей. Мировое производство автотранспорта с двигателем внутреннего сгорания скоро перевалит вслед сотню миллионов, а парк автомобилей за полтора миллиарда. Миллионом или инда десятком миллионов электромобилей, очевидно, не отделаться.
Взгляд со стороны: Международный валютный фонд и “Блумберг”
В качестве проверки на адекватность следует сравнить результаты с авторитетными организациями. Так, Международный Валютный Фонд недавно попробовал оценить потребление нефти в долгосрочной перспективе, наложив текущие тренды получай пару исторических аналогий: переход с лошадиной тяги к автомобилям и динамику производства автомобилей в начале 20 века. В сверхоптимистичном с целью электромобилей сценарии “пик нефти” происходит около 2027 года, а в 2040 году спрос держи нефть будет меньше текущего на треть. Однако сценарий предполагает 200-кратен. Ant. простой рост парка электромобилей за 10 лет, что делает данную историческую аналогию неподходящей. В паче адекватном сценарии нефть “пикает” в 2030-х и в 2040 году спрос лишь получи 4% ниже текущего уровня.
По мнению энергетического подразделения агентства “Блумберг” вклад электромобилей в перемена потребления нефти тоже небольшой — весь парк электромобилей (а не производство отдельного лета) с учётом плагин-гибридов в 2016 году заместил 0,017 МБ/д потребления нефти. По поводу среднегодового роста спроса на нефть (1,2 МБ/д), а тем более всего потребления нефти (96 МБ/д) — ничтожная число.
Заодно упомяну предыдущую статью по теме “нефть vs электромобили”, где я использовал другую методологию, же получил схожий результат: пик в 2030-х при парке в несколько сотен миллионов электромобилей.
Отказываться ли нефть внукам?
Упорядочив вышесказанное, наиболее вероятно, что “пик нефти” произойдёт идеже-то в 2030-х. Это безумно далеко, если вы живёте для себя и сегодняшним денно, но совсем рядом, если мыслить масштабом нации и государства. Снижение спроса получи нефть позволит во многом обходиться старыми месторождениями без разведки и разработки новых, что-что снизит себестоимость добычи и, соответственно, мировые цены.
Добыча и экспорт нефти по образу основа российской экономики давно подвергается критике под предлогом оставить многоценный и невозобновляемый ресурс детям и внукам. Но из-за “пика нефти” и электромобилей черное золото будет ценна не более пары-тройки десятилетий. А далее уже незнамо будет ли вообще выгодно её экспортировать после добычи в далёком Северном Ледовитом Океане, где-то как дешёвые месторождения Западной и Восточной Сибири будут прилично исчерпаны к этому времени. Поэтому стратегия бросить нефть “на потом” неверна — её нужно добывать прямо сейчас, доколе в этом есть смысл. Далее вкладывать прибыль во что-то полезное и для того получения положительно-обратной связи. И главное, нет никаких гарантий что кроме экспорта нефтегаза получится лучше — за примерами по бывшему СССР очень ходить не надо. Учитывая, что даже дешёвой нефти у нас с огромной форой больше чем на 20 лет, стоит поторопиться, а россияне конца ХХI века петролеум как подарок от своих предков могут и не оценить.
Существует отзыв, что нефть это проклятье России, из-за которого страна приставки не- смогла развить более высокотехнологичные отрасли и в рамках такой гипотезы дальнейшие старания приумножить добычу и экспорт пойдут только во вред. На самом деле одно другому безвыгодный мешает и в мире достаточно развитых стран со схожим уровнем проникновения добычи полезных ископаемых в экономику — Страна фьордов, Австралия, Канада.
Может появиться желание оставить нефть внукам из собственных стратегических интересов — получи и распишись авиацию и так далее. Однако, в этом случае потребление будет невелико и с ним справятся и старые на того времени месторождения. Во-вторых, нефть можно получать из газа, которого у нас до сего времени лет на сто и из угля, которого на двести. И в третьих, из воздуха и воды — из первого завладевать углерод, из второго водород. Процессы из газа и угля давно отработаны, а из воздуха и воды доколе только уровень лабораторных экспериментов и окупаемость при паре-тройке сотен долларов после бочку нефти.
Как “пик нефти” перекроит мир — вопрос дискуссионный. Тем мало-: неграмотный менее, нефть по-прежнему будет требоваться в огромных количествах, пусть потребление и хорэ снижаться. Во-вторых, не менее сложная задачка заменить природный метан, так что придётся ещё долго следить за соревнованиями источников энергии в этой затянувшейся углеводородной эпохе.
Предыдущие публикации вдоль теме:
- Истина в модели — 1: моделирование добычи «сланцевой» нефти
- Истина в модели — 2: макетирование перетоков и аккумуляции электроэнергии для энергосистемы с большой долей ВИЭ