Это — первая «скульптура», созданная искусственным интеллектом и распечатанная на трехмерном принтере

07792d8f0ecc0173a841fff812bbde37

Мoгут ли кoмпьютeры твoрить прoизвeдeния искусствa? Этo — oдин из oснoвныx вoпрoсoв, oтвeт нa кoтoрый ищут исслeдoвaтeли, зaнимaющиeся изучeниeм вoпрoсa творческого потенциала систем искусственного интеллекта и пытающиеся протолмачить в цифровой вид творческий потенциал ведущих художников, композиторов, скульпторов и прочих творческих личностей. Безвыгодный так давно мы рассказывали о проекте компании Google под названием Magenta, и о томище, что его реализация начала приносить первые результаты в виде простенького музыкального произведения, составленного системой искусственного интеллекта. А человек Джоэл Леман (Joel Lehman), исследователь из IT-университета в Копенгагене (IT University of Copenhagen), попытался посоветовать искусственный интеллект создавать трехмерные объекты, имеющие с его собственной точки зрения некоторую художественную достоинство.

Главным вопросом, который удалось решить команде Лемана, является усиление возможностей к распознаванию изображений глубинных нейронных сетей (deep neural networks, DNN), и крен этих возможностей в сторону самостоятельного создания трехмерных объектов без любого участия человека в этом деле. С целью реализации этой идеи исследователям пришлось объединить алгоритмы DNN-сетей с эволюционными алгоритмами, своего рода искусственными процессами, которые подражают естественному процессу эволюционного развития, движущими силами которого является отбор, мутации и воспроизводство. Столь сложную задачу ученым из Копенгагена удалось успешно расщелкать благодаря помощи и содействию их коллег из лаборатории Evolving Artificial Intelligence Lab университета Вайоминга (University of Wyoming).

Вторичный алгоритм работает, выбирая изначальный объект случайным образом. К примеру, взяв ради основу каплю воды, алгоритм производит ее трехмерную модель, отдаленно напоминающую небольшую толику из деформированной глины. Далее эта модель превращается в ряд обычных снимков, которые пропускаются посредством нейронную сеть, способную оперировать лишь двухмерными изображениями. Сеть, обнаружив для снимках объект, производит поиск в своей базе данных и выбирает из нее ведь, что максимально подходит к полученным снимкам, и передает это эволюционному алгоритму в качестве обратной отношения.

Результаты работы этой обратной связи на первых этапов кардинально отличаются через желаемых результатов. Но эволюционный алгоритм немного видоизменяет созданный им объект и опять-таки передает его изображения нейронной сети. Если нейронная сеть считает, почему новый объект походит на каплю меньше, чем предыдущий, то строй отказывается от нового объекта, но если сеть отмечает улучшение правдоподобности объекта, так дальнейшая работа производится уже со вторым объектом, взятым в качестве исходного. Таким образом, нейронная интернет и эволюционный алгоритм медленно движутся вперед, словно как ученик и терпеливый наставница. И через миллионы попыток и итераций система искусственного интеллекта способна самостоятельно «породить» на свет объект, имеющий узнаваемые формы.

Обучение описанным выше способом системы искусственного интеллекта производилось в толк двух недель. По завершению этого процесса, в ходе которого было выполнено приблизительно 2.5 миллионов «проходов», эволюционный алгоритм смог создавать объекты, которые определялись нейронной сетью с 95-процентной точностью. (само собой), если бы результат «творчества» алгоритма оценивал человек, то процент точности был бы несравнимо меньшим, и это следует из отсутствия у нейронной сети постигать сразу всю форму сложного трехмерного объекта. Другими словами, вторичный алгоритм за счет этой слабости нейронной сети буквально «сел последней в шею» и получил удовлетворительные оценки для некоторых весьма абстрактно выглядящих творений.

Почти все, что же было рождено творческим потенциалом эволюционного алгоритма, было создано в реальности при помощи трехмерного принтера. В результате сего получилось множество миниатюрных «скульптур», некоторые из которых Джоэл Леман характеризует, что «отчасти симпатичные». А результаты своей работы, включая и набор «скульптур», группа Лемана продемонстрирует сверху конференции, посвященной творческому потенциалу вычислительных систем (International Conference on Computational Creativity), которая бросьте проходить вскоре в Париже.