Гибель команды «Пахтакор»: трагедия, которой невозможно было избежать

Пoxoрoнили кaмни…

Пoчти 38 лeт нaзaд в нeбe нaд пoсeлкoм Курилoвкa вoзлe Днeпрoдзeржинскa стoлкнулись двa Ту-134. Эту aвиaкaтaстрoфу нaзвaли oднoй из крупнeйшиx в истoрии aвиaции и сaмoй ужaснoй в истoрии СССР — из-зa бoльшoгo кoличeствa жeртв. Вмeстe с 164 пaссaжирaми и члeнaми экипaжeй eдвa ли нe в пoлнoм сoстaвe пoгиблa футбoльнaя сигн «Пахтакор». 

В 1979 году ташкентскому клубу прочили войти в тройку призеров чемпионата СССР: а там подобрался очень перспективный и сильный состав, лучший за всю историю клуба. Одначе путь к чемпионству был прерван 11 августа 1979 года. В этот денек следовавший из Воронежа в Кишинев ­Ту-134 на высоте 8400 метров столкнулся со своим «побратимом» — ­Ту-134, что летел из Ташкента в Минск. На борту второго и находилась команда «Пахтакора», летевшая нате матч с минским «Динамо».

О том, что самолет с футболистами потерпел крушение, подолгу не сообщалось: в Советском Союзе было не принято трубить о масштабных трагедиях. В финт ушами популярного в те времена спортивного журнала «Футбол — Хоккей», вышедшего через двум дня после катастрофы, без каких-либо пояснений не был внесен произведение матча «Динамо» (Минск) — «Пахтакор». Просто «не было матча — кого и след простыл и результата». Лишь через неделю на самой последней полосе самым мелким шрифтом вышла крохотная заметка о похоронах четырнадцати игроков и трех руководителей главной футбольной команды Узбекистана. 

— О трагедии я узнала 12 августа 1979 годы, — говорила вдова второго тренера команды — Идгая Тазетдинова — Алла Сергеевна. — Меня разыскал Вячеслав Кольцов из администрации «Пахтакора». Мы встретились с ним, он сказал, подобно как ребята из «Пахтакора» разбились.

В Куриловку Алла Тазетдинова приехала немного заранее сорокового дня после трагедии. На поле все еще было страшное феерия: разбросанные обломки, приборы и вещи.

— На деревьях висели какие-то обрывки. С одной из веток я сняла волос седых волос. Я искала что-то, не понимая, что именно… И нашла обгоревший манжет с рубашки Идгая, — вспоминала женщина. — Фирменная пуговица была срезана… Я набрала в сумку какие-ведь осколки от иллюминатора, оплавленные куски металла, землю. Фактически мы похоронили камни, ведь почти пусто не привезли на родину: 186 человек — и разбери, где чье! Все остатки кремировали, и в каждый гроб положили горстку пепла и кучу камней.

Вдова тренера «Пахтакора» Алла Тазетдинова 30 парение добивалась, чтобы на месте креста поставили памятник. Фото: Архив «КП»

Причины катастрофы перед сих пор засекречены

В свидетельстве о смерти, по словам вдовы, было замечено «происшествие вне производства», а ведь ребята летели на календарную игру. Каста обидная формулировка не была исправлена даже спустя 30 лет после катастрофы.

Подробности гибели «Пахтакора» раньше сих пор скрывает гриф «Секретно». Среди озвученных версий на протяжении нескольких десятилетий звучало и в таком случае, что самолет якобы сбила ракета, и то, что виноват чуть ли без- сам Брежнев. К бархатному сезону генсек перебирался на свою правительственную дачу в Крыму, идеже проводил застольно-рабочие встречи. К нему то и дело летали в гости неодинаковые высокие чины. Летали, естественно, самолетами, для которых была открыта «правительственная высота». В в таком случае злополучное утро в районе, где столкнулись ТУ, был правительственный Ил-62 с членом ЦК КПСС держи борту. «Высота» для других лайнеров была закрыта.

Диспетчеры получили срок за максимуму

Тогда во всем обвинили диспетчеров — Владимира Сумского и Николая Жуковского, координировавших тыканье авиалайнеров. Жуковский не увидел, что оба Ту-134 летят на пересечку друг другу практически на одной высоте. Заметивший опасность столкновения текстуально за пару минут до того, как оно должно было осуществиться, Сумской незамедлительно передал приказ одному из бортов набрать высоту. Услышав в эфире реакция на свою радиограмму «Вас понял», диспетчер был уверен, что занятие сделано. Однако по какому-то трагическому стечению обстоятельств сообщение, предназначавшееся интересах одного из пассажирских самолетов, перехватил радиоприемник правительственного «Ила», летевшего в часть же секторе на большей высоте. Именно он и поднялся повыше, «Ту» но стремительно приближались друг к другу. Обоих диспетчеров через девять месяцев приговорили к 15 годам лишения свободы.

— Основная причина — сие то, что закрыли верхние эшелоны для всех самолетов, поскольку надобно был лететь правительственный экипаж из Крыма в Москву, — рассказал «КП» в Украине» паритель с 40-летним стажем, бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда Костюра Проскура. — Получилось, что гражданские самолеты оказались ограниченными в передвижениях числом высоте. Тот самолет, что летел из Воронежа в Кишинев, постоянно просил: «Предоставьте мне десять тысяч, дайте мне повыше», ему же отвечали: «Не имеется, только на 8400». Получилось, что Ту-134, летевший на Менеск и находившийся на той же высоте, ударил крылом второй самолет по мнению хвосту. В минуты падения летчики говорили: «Виновата трасса», то есть все совпало где-то, что уйти на другую высоту было невозможно.

Памятник трагически погибшей футбольной команде установили на месте падения в 2009 году. Фотокарточка: Архив «КП»

Экипаж был в эйфории

Ошибку, по словам Константина Федоровича, допустил и грузчик экипажа, управляющий самолетом с футболистами на борту. «Проходя» Днепропетровск, он сообщил диспетчерам, яко занял высоту 8400 метров, на самом деле из-за своей загруженности вертикальную натиск он набирал медленно и был на высоте 8100. Ему сказали веселить девятитысячную высоту, но, добирая метры, на фатальную отметку в 8400 некто вышел как раз над Днепродзержинском, не успев пересечь ее предварительно столкновения.

О падающих обломках самолета сообщил пролетавший мимо Ан-2. В Днепропетровский воздушный причал приехал начальник областной ГАИ. Взяв флаг-штурмана, они отправились вместе подо Днепродзержинск. 

— Гнали так, что закипел мотор в машине, — вспоминает крылатый хлебороб. — Когда приехали на место, увидели просто усеянное обломками марго. А тут пацаненок на велосипеде подъехал, говорит: «Дяди, там еще Водан самолет лежит!»

Картина катастрофы была чудовищная: повсюду валялись обломки самолетов и куски тел. Приехавшим спасателям поставили бочку спирта, и сквозь каждые два часа им давали выпить по сто грамм, для того чтоб от увиденного не «поехала крыша». 

По мнению Константина Проскуры, вина все-таки лежит держи минском экипаже, и дело даже не в профессиональных особенностях, а в человеческих.

— Самолет с футболистами получай борту летел из Ташкента, а что такое Ташкент в августе? — говорит Твёрдый Федорович. — Это почти бесплатные роскошные дыни и персики, которыми летчики затарились подо завязку. Летели через Гурьев, а это самая дешевая в Советском Союзе рыбка и черная икра. И этого добра было куплено немало. Уже после Донецка руки и ноги экипажа делили товар и слушали эфир вполуха, потому так невнимательно и отнеслись к сообщениям диспетчеров. Линейка пребывал в некой эйфории от того, что везет футбольных звезд…

Вкушать в трагедии «Пахтакора» и мистический след. Работавшая на Днепропетровском аэродроме метеоролог, которая к тому а была гадалкой, сказала, что самолеты должны были столкнуться, ведь их бортовые подворье в сумме дают одинаковые числа. 65816 у Челябинск — Кишинев и 65735 — у Ташкент — Менеск. Получается, в сумме «8» у каждого. Мол, не чем иным как судьбой сие не назовешь.

В ТЕМУ 

Чудесное спасение

Судьбой можно назвать то, ровно главный тренер команды Олег Базилевич чудом остался жив. После трех месяцев разлуки с семьей некто договорился, что сначала полетит к ним в Сочи, а затем присоединится к команде уж в Минске. Еще одним счастливчиком стал массажист команды Анатолий Дворников. Раньше он праздновал день рождения и банально проспал отправление.