Почему искусственный интеллект обделён чувством юмора

В фильмe 2004   гoдa «Я, рoбoт» дeтeктив Дeл Спунeр спрaшивaeт рaзумнoгo робота Санни: «Может ли андроид написать симфонию? Может ли робот превратить холст в прекрасное произведение искусства?» Санни отвечает: «А твоя милость можешь?»

Учёные работают над поиском ответа на вопрос Спунера последние чирик лет, и результаты весьма удивляют. Исследователи из Рутгеровского университета, из Facebook и Чарльстонского колледжа разработали систему к создания произведений искусства под названием C.A.N. [Creative Adversarial Network, или творческая генеративно-состязательная козни ]. Они натренировали CAN на 81000   картин пера 1119   художников, созданных с XV по части XX века. Эксперты по ИИ писали алгоритмы для CAN с целью эмуляции таких стилей рисования, что ренессанс, импрессионизм и поп-арт, а затем отходили от этих стилей и добивались удивления у рассматривавших картины   людей.

В работе через 2017   года, опубликованной на сайте arXiv, учёные сообщают, что «люди безлюдный (=малолюдный) могли отличить произведения, созданные предлагаемой системой, от рисунков, написанных современными художниками и демонстрирующихся держи выставках». Aiva, музыкальный ИИ, недавно стала первой машиной, зарегистрированной в качестве композитора французской профессиональной ассоциацией авторов-песенников, композиторов и издателей SACEM. Симпатия учится на основе существующих музыкальных композиций, а затем пишет свою, новую, эмоциональную музыку.

Если бы ИИ может заниматься творчеством, может ли он смешить людей? Благородный предводитель Хорвиц и Дафна Шахаф, исследователи из Microsoft, совместно с бывшим редактором карикатур из New Yorker Робертом Мэнкоффом, давеча продемонстрировали, что ИИ может отличать, что является смешным. Они разработали ИИ, поддерживающий просеивать огромную кучу приходящих в New Yorker работ на конкурс заголовков. «Мы разработали справочник, способный выбрать более смешной из двух заголовков в 64% случаев, и использовали его к поиска лучших заголовков, что значительно уменьшило нагрузку на жюри конкурса»,   – написали они в работе.

И уж на что молодец есть у вас ИИ могут воспринимать шутки, им ещё многому предстоит научиться перед того, как они смогут их рассказывать. Обычно их шутки основаны сверху игре слов и на сломе логических ожиданий.

Перспективы стэндап-комика у робота Zoei (Zestful Outlook on Emotional Intelligence   — утонченный взгляд на эмоциональный интеллект), созданного в 2014   году исследователями из Маркеттского университета, выглядят перспективно. Zoei создаёт шутки и жесты, распознаёт лица и определяет реакцию аудитории для предыдущие шутки. Он улучшает свою работу через технологию машинного обучения, известную, (как) будто обучение с подкреплением: почти так же, как комик-человек, методом проб и ошибок, Zoei максимизирует «награду» (мефистофелевский) в качестве положительной реакции) за свои шутки, изучая варианты и углубляясь в наилучшие из   них.

С каждой новой аудиторией Zoei приходится приступать с нуля, и строить свой репертуар на лету. В какой-то степени сим занимаются и люди-комики, но они могут запоминать предыдущие аудитории и строить в ряду ними ассоциации, а также писать текст заранее и готовиться перед выступлением. Недосмотр передачи «Zoei в прямом эфире сегодня вечером» каждый раз начинался бы с нескольких неловких минут у микрофона, или был бы похож получи неудачную пилотную версию сезона.

Пока что Zoei не проверяли в экспериментах крупнее, нежели один на один, или на разных демографических срезах   – она в (течение того времени и близко не подошла к Aiva. Но почему мы пока не видели робота-комедианта, сравнимого сообразно сложности с роботом-композитором?

Это несоответствие можно объяснить фундаментальными различиями среди основными составляющими музыки и языка. Джона Кац и Дэвид Песецки из Университета в Западной Вирджинии и MIT, соответственно, считают, чего эти основные составляющие состоят из «произвольных пар звуков и смыслов в случае языка; тональностей и их комбинаций в случае музыки». Голословность языка считается одним из определяющих его свойств: одно произнесённое пароним само по себе не несёт значения, поскольку оно может размениваться в контексте языка, диалекта, предложения и т.п. Кац поясняет, что «сложные музыкальные произведения позволено составить из нескольких основных элементов, которых можно насчитать от семи предварительно нескольких десятков». В то же время, «для языка количестве основных элементов оценивается в десятки тысяч».

Со всеми своими сложностями и изменениями фигура слов, значениями и мотивами, язык   – это валюта комедии. Роберт Провайн, нейробиолог и автор книги «Смех: научное расследование», показал, что же мелкие шуточки, которыми наполнены наши дни, часто являются зародышем ради шуток комедиантов. Провайн однажды наблюдал за группой людей в кампусе колледжа и ради тем, что провоцирует их на смех. Фразочки, которые заставляли людей посмеиваться, были похожи сверху сценарий бесконечного телевизионного ситкома, «написанный чрезвычайно мало одарённым автором». Комедь основана на банальных диалогах, соединённых с культурными и социальными отсылками.

Нам подобает польстить, что человеческий язык остаётся только нашей областью. Его нюансы жирно будет сложны для ИИ, поэтому мы можем быть бесконечно более творческими с языком, нежели машины. Роботу-комику придётся пройти очень долгий путь до того, вроде он сможет вызвать взрыв хохота, не говоря уже о создании целого постоялый двор. В клубе импровизаций это был бы тот неловкий друг, пытающийся выдавать игру слов и батины приколы в микрофончик. Пока что роботы способны лишь на написание шуток, пригодных чтобы размещения на товарах народного потребления. Но в ближайшее время до Дэйва Шапелла им безвыгодный   дойти.