Роботизированные автомобили должны научиться понимать людей
Кoмпaний, кoтoрыe зaнимaются рaзрaбoткoй рoбoтизирoвaнныx aвтoмoбилeй, всe бoльшe. Oнo и пoнятнo — вeдь мнoгиe учeныe, футурoлoги, спeциaлисты пo искусствeннoму интeллeкту прeдскaзывaют, чтo в будущeм людишки будут пeрeдвигaться нa трaнспoртныx срeдствax, кoтoрыe едут сами, без контроля водителя. Роботизированные автомобили, а кр именно о них, уже появились. Правда, они еще не идеально разбирают обстановку сверху дорогах, но аппаратное и программное обеспечение таких машин постоянно совершенствуется и общий прогресс заметен.
Управляют движением автономных машин алгоритмы, и (до)станет сложные. Они разбирают ситуацию на дорогах и руководят транспортным средством. Делать что автомобиль «видит» зеленый свет, то компьютерная система дает разрешение транспортному средству т. На светофоре красный? Тогда нужно остановиться. Набор правил дорожного движения зажиточно четкий, хотя и не математически точный. Но, в принципе, научить компьютер кататься по части дорогам идеально все же можно. Или нет? Специалисты из Стокгольмского университета утверждают, ровно разработчики автономных систем управления машин не учитывают еще один момент— социальный. Езда на автомобиле, по их словам, это не нехитро передвижение из точки А в точку Б, но еще и социальное взаимодействие водителей. И помимо учета этого фактора обучить компьютер ехать по дороге без происшествий безлюдный (=малолюдный) получится.
Бэрри Браун (Barry Brown), специалист по взаимодействию компьютерных систем и человека, утверждает следующее:
«Управление автомобилем — сие не только набор механических операций, но также и сложная социальная активность. Прежде момента, пока все автомобили не станут автономными, автопилоты будут безопасными и эффективными просто-напросто в том случае, если они смогут взаимодействовать с водителями-людьми. Разработчики автономных автомобилей должны считаться выбор и влияние других водителей и пассажиров».
Ученый недоволен тем, что разработчики роботизированных авто невыгодный желают открывать свои проекты для общественности. Тем не менее, какие-в таком случае данные собрать можно и из тех источников, которые все же попали в общий впуск. Ant. выход. Речь идет о видеороликах с YouTube, где показано передвижение роботизированных автомобилей. Относительная записей сделано водителями Tesla или людьми, которые решили по праздник либо иной причине снять Tesla в движении на дороге. Есть и коньки с автомобилями Google, Volvo и Honda.
По словам ученых, записи, сделанные пользователями YouTube — балдежный источник информации о работе систем автономного управления автомобилями. Также эти видео показывают, каким образом сыны) Адама взаимодействуют с роботизированными автомобилями. Всего специалисты проанализировали 69 различных роликов, загруженных возьми YouTube 63 пользователями из США, Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Гонконга, Исландии и Канады. В среднем протяжность одного ролика составила 9 минут. Но 7 видеозаписей гораздо длиннее — в этом случае срок каждого ролика превышает полчаса. В одном из случаев автор видео снимал весь особый путь по дороге при помощи системы из 8 регистраторов.
В самом начале ученые оговорили Водан важный момент — информацию о работе автономных машин они будут черпать единственно из видео, а не новостных ресурсов или документов, предоставленных компаниями, которые разрабатывают робомобили. И сие дало свои результаты — работу систем удалось изучить без предварительно сформировавшегося мнения. Помогало и ведь, что многие ролики дополнялись комментариями участников съемки и пользователей YouTube.
Авторы работы изучали двойка основных аспекта движения робомобилей по дороге. Первый — это взаимодействие водителя с системой компьютерного управления. В случае наличия в машине такой-сякой(-этакий) системы водитель учится с ней взаимодействовать. Ученые старались наблюдать за важными моментами сего взаимодействия. Второй аспект — взаимодействие автопилота с другими водителями на дороге.
Чс на дороге, изученная участниками проекта. Первый кадр — солнечный блик в камере Tesla. Второй кадр — система начинает сигнализировать об опасности. Незаинтересованный— автопилот направляет машину на встречную полосу. Четвертый — водитель перехватывает заведование, исправляя ситуацию (кадры — скриншоты из видео не самого лучшего качества, — прим. ред.)
Что оказалось, во многих случаях машины с автоматической системой управления работали тип-топ. Но были выявлены и проблемы. Например, тот же Autopilot в автомобилях Tesla иногда искаженно распознавал дорожную разметку, путал полосы или вообще практически прекращал в соответствии с нормой функционировать из-за яркого солнечного света, бьющего спереди (из-вслед солнечных бликов и ряда неудачных совпадений случилась авария с участием автомобиля Tesla и фургона, в которой погиб владелец электромобиля).
В целом, выяснилось, который большинство авторов видео не полагаются на все 100% на системы управления своих машин. И сие оправдано, поскольку опасных моментов было довольно много. Один из них, к примеру (сказать), имел отношение к взаимодействию автопилота и других водителей. Мотоциклист, обгоняя Tesla, показал легато на другую полосу. Компьютерная система жест не распознала и подрезала мотоциклиста.
Второй карамболь показал разницу между действиями автомобилиста и системы компьютерного управления. По дороге ехало неудовлетворительно роботизированных автомобиля, между которыми был положенный правилами ПДД интервал, предполагающий опасение обоих транспортных средств и их водителей. Но внезапно появился третий автомобиль, ведомый человеком. Его водитель решил, будто расстояние между едущими впереди машинами как раз идеально подходит чтобы него и перестроился. Автопилоты же стремятся всегда сохранять безопасную дистанцию, хотя (бы) на светофорах, когда водители-люди подгоняют свои машины впритык дружок к другу, практически не оставляя свободного пространства.
В целом, водители на дорогах многократно используют вербальные сигналы, пропуская, например, пешехода или другой автомобиль. Автопилот, понятное функция, такие сигналы не распознает. И разница в поведении робомобиля и человека водителя бери дороге разительно отличается.
По этой причине, считают авторы исследования, разработчикам компьютерных систем управления автомобилями желательно принять во внимание очень важный фактор — социальную составляющую передвижения соответственно дорогам. Это сделать сложно, но необходимо, ведь пока что для дорогах водителей-людей гораздо больше, чем роботизированных автомобилей. Разработчикам последних в буквальном смысле треп нужно научить свои системы «понимать» людей, а не лишь считывать знаки дорожного движения и разметку. С сим можно спорить, но рациональное зерно здесь есть.
Ученые надеются на в таком случае, что результаты их исследования будут использоваться разработчиками робомобилей, с целью создания побольше эффективных систем управления и полноценных автопилотов.