Скниловская трагедия: вину за гибель 77 зрителей никто так и не признал
Людeй вывoдили с зaкрытыми глaзaми
27 июля 2002 гoдa нaвсeгдa вписaн чeрнoй крaскoй в истoрию aвиaции. Крoвaвaя суббoтa… O грaндиoзнoм aвиaшoу нa Скнилoвскoм aэрoдрoмe вo Львoвe, oргaнизoвaннoм к 60-лeтию 14-гo aвиaциoннoгo кoрпусa, гoвoрил вeсь гoрoд зaдoлгo дo тoй дaты. Aвиaшoу дoлжнo былo стaть отличным развлечением посреди скучных будней. Горожане толпами шли к аэродрому, ведя с собой детей. 77 массы, из которых 28 — дети, не покинут его живыми, еще больше 500 признают пострадавшими в самой крупной авиакатастрофе в мире.
Львовяне до этих пор в подробностях помнят тот день, как будто это произошло вчера. Выкинуть из сердца его не удастся — с тех пор траурной лентой по сей дата для десятков и сотен людей тянутся последствия злополучного авиашоу.
С утра эмпирей закрыло тучами, накрапывал дождь. Несмотря на погоду, начала шоу нате летном поле уже ожидали около десяти тысяч человек, тысячи подтягивались к месту событий, ругая получи и распишись чем свет стоит вечно опаздывающие автобусы. Сегодня они считают сии стечения обстоятельств благословением — именно это спасло от смерти многих.
Взрослые стояли у палаток с прохладительными напитками, малышня, открыв рты, смотрели на пикирующий в небе самолет. Много людей было возле стоящей бери аэродроме воздушной машины — сюда пускали зрителей. Считавшиеся лучшими летчики Владимир Топонарь и Юреня Егоров выполняли фигуры высшего пилотажа. Около часа дня зрители заметили, как самолет летит слишком низко. Завершая в небе косую петлю с поворотом, истребитель наработка крылом дерево, затем начал скользить крылом по летному полю, нате котором стояли тысячи зрителей, задел и потащил за собой колючую проволоку, разрезающую людей в постой, задел стоявший на поле самолет и рухнул в толпу. Прогремел взрыв. Зрителей охватила всполох: в толкотне дети искали родителей, родители — детей, друзей. Многих буквально разорвало — тела в ориентация последующих дней опознавали в моргах по частям.
— Мы опоздали на представление — по городу уже неслись скорые, вой сирен, со стороны летного полина бежали толпы шокированных людей, — вспоминает львовянка Галина Петруш.
— Нам с четырехлетней дочкой подфартило остаться невредимыми — кто-то за секунду до падения самолета крикнул «Ложись», и я бросила малышку для землю, упав рядом с ней, — вспоминает Оксана Биленко. — Рано или поздно выходили, я закрыла ладонями ей глаза, она забыла этот ужас. Так я не забуду никогда.
Так, с закрытыми глазами, в тот день с аэродрома выводили многих — везде лежали окровавленные и агонизирующие тела, части тел, вырванные внутренности.
Во время трагедии супруги Рудь потеряли сына Александра, внук Юра сильно пострадал (на фото — Зинаида, Валерий с сыном Юрием и Виталий Рудь). Снимок: Семейный архив
Вину никто не признал
Взрыв слышали в соседних районах — да никто не мог подумать, что это упал истребитель, погубив десятки жизней. С те же обычно кукурузники летали, так что о масштабе трагедии многие узнавали из новостей согласно ТВ вечером, разговоров в городе, звонков знакомых.
Те, кого не отпустили с работы, кому соответственно разным причинам запретили идти на шоу жены, мужья и родители, благодарны провидению.
— Моя дитя со своим парнем тоже собирались туда идти, но отец парня сказал им расторгнуть поездку, у него было плохое предчувствие, — вспоминает Ирина Иваненко. — Мнение богу, они послушались…
Оба пилота остались живы — успели катапультироваться ради секунду до того, как самолет упал на толпу. В этом они видели свою единственную вину — ради то, что остались живы. Владимира Топонаря и Юрия Егорова обвинили в гибели 77 муж (совета). Пострадавшими объявили еще 543 посетителя злополучного авиашоу. Тогда обоих родителей потеряли трехлетний Юрася Мотузюк и пятилетняя Настя Михно, семья Куц лишилась сына и дочери, семейка Рудь — сына Александра, который пошел на авиашоу вместе со старшим братом Валерием, племянником и друзьями. Сына Валерия, Юрия, трудно покалечило. Семья Светланы и Николая Шевчук потеряла старшего сына, а младший получил травмы. Историй погибших — десятки, покалеченных, ставших инвалидами и перед сих пор носящих в душе багровый шрам трагедии того дня — сотни. Вередить раны спустя столько лет люди не хотят, но отмечают, зачем эта трагедия навсегда разделила их жизнь на «до» и «после».
После трагедии львовянин Стефан Козак, потерявший в оный день единственного сына, 24-летнего Григория, создал ГО «Скниловская лихо». Горе объединяет — именно в этой общественной организации овдовевший вскоре после гибели сына юноша встретил свою будущую жену Светлану — в тот роковой день погиб и ее 14-раннелетний сын Дима. Организация поддерживала пострадавших в катастрофе и их семьи, но после смерти ее основателя ряд лет назад заниматься этим уже некому.
На скамью подсудимых попали цифра человек — Владимир Топонарь, командир самолета, второй пилот Юрий Егоров, замкомандующего авиакорпусом Восходящий Третьяков, замруководителя полетами Юрий Яцюк, начальник службы безопасности полетов авиакорпуса Толик Лукиных и ответственный за подготовку экипажа Олег Дзюбецкий. Дзюбецкого тогда суд оправдал, Лукиных получил условно, все накипь — реальные сроки. Самый большой срок достался Топонарю — 14 лет лишения свободы. Равно как все, кроме Дзюбецкого, выплатили огромные штрафы — десятки и сотни тысяч долларов. Тем безвыгодный менее своей вины в катастрофе не признал никто — и летчики стали врагами на тысяч людей, лишившихся детей, сестер, братьев, родителей и лучших друзей.
Владимир Топонарь получил 14 полет тюрьмы — свой срок он уже отсидел. Виновным себя в авиакатастрофе мастер своего дела летного дела не считает. Фото: Соцсети
Пилоты уже для свободе
Сейчас все осужденные уже на свободе. Владимир Топонарь отбывал срок в Кагарлыкской исправительной колонии возле Киева — торг минимального уровня безопасности. Здесь отбывают наказание виновники аварий со смертельными жертвами. По (по грибы) хорошее поведение Топонарю последние годы срока разрешили жить в деревне Зикрачи с условием приходить в колонию отдельный день отмечаться и работать. После колонии во Львов Владимир так и приставки не- вернулся — нашел новую супругу, с которой и остался. Прежнюю жену, которая, числом словам знакомых, продала квартиру, чтобы помочь ему во время суда, бросил. Все сии годы в его поддержку выступали сотни людей, которые помогали собрать баснословную сумму штрафа — 150 тысяч гривен. Многие неважный (=маловажный) верили в его виновность — летчик высшего класса, который налетал уже недалече 2000 часов, не мог ошибиться. Причиной считали ставший вдруг неуправляемым аэроплан. К слову, на авиашоу планировали использовать другой, но не запустился пружина, его заменили на многотонный истребитель. Также у пилотов якобы была неправильная локальная система местности, и они не знали, что прямо под самолетом внизу — тысячи людей. Топонарь писал прошения о помиловании, петиции в его поддержку подписывали неравнодушные. Спец летного дела настаивал, что его просто сделали козлом отпущения и приставили к ответу из-за гибель 77 людей.
Спустя год после трагедии возле Скниловского аэродрома построили часовню Всех святых украинского народа — отдельный год сюда, как и на могилы погибших, приходят их родственники и присные.
В 2006 году около сотни потерпевших обратились в Европейский суд по правам человека — 20 из них получили травмы, некоторые люди потеряли около 70 близких родственников. Некоторые семьи погибли почти с головы до ног — в живых остались 1-2 человека. Тогда завели около 40 дел. Сообразно мнению родственников погибших, Украина нарушила свои обязательства согласно Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Спустя 10 полет после обращения Европейский суд принял первые постановления по делу гибели людей — семье Михно постановили выплатить 3600 евро вслед моральный ущерб и 360 евро за правовую помощь. В деле Светланы Атаманюк, которая потеряла донюшка, зятя и двух маленьких внучек, нарушений не усмотрели.