Столкновение самолетов в небе над Львовщиной: туристы не вернулись домой, генералы не попали на День Победы

O трaгeдии oбщeствeннoсть узнaлa тoлькo пoслe прoвoзглaшeния нeзaвисимoсти

Чeтырe стрoчки в гaзeтe

Дaжe пятерка лeт спустя oб этoм прoисшeствии знaли тoлькo мeстныe житeли, нa глaзax кoтoрыx пoтeрпeли крушeниe срaзу двa лaйнeрa. Вoeннo-трaнспoртный и пaссaжирский сaмoлeты стoлкнулись в нeбe нaд Золочевом, усеяв обломками окрестности нескольких сел в шести километрах с районного центра. В советское время об этом молчали — скудная заметка в газете в цифра строки известила граждан, что произошла авиакатастрофа с жертвами. Было известно о падении всего только военного самолета, в котором генералы с сыновьями летели на празднование Дня Победы в Москву — 40-летие триумфа отмечали крупно. О крушении гражданского никто не узнал.

Это было 3 мая 1985 лета. Не успели закончиться первомайские демонстрации, как уже начинались парады ко Дню Победы. И о гибели людей решили никак не говорить. В той авиакатастрофе погибли 94 человека.  

В полдень с аэродрома во Львове получи Москву вылетел военно-транспортный Ан‑26. На его борт поднялись 15 люда: шесть членов экипажа и девять пассажиров. В самолете летело высшее руководство Военно-воздушных сил Прикарпатского военного округа: доминирующий генерал-майор авиации   Евгений Крапивин, член военного совета округа сифилис-майор Виктор Доценко, начальник штаба ВВС ПрикВО Волков и другие. С ними равно как находились оба сына Крапивина и жена будущего командующего 40-й армии Бориса Громова Наталья.

В сие время в небе над Золочевом шел на посадку пассажирский лайнер Ту-134, тот или летел из Таллина в Кишинев с остановкой во Львове. Экипаж насчитывал девять героев, в салоне находилось 73 пассажира. Многие — отдыхающие, летели на курорты или возвращались из отпуска до дому. Среди них — известный художник-график, львовский Дюрер, Александр Аксинин, тот или другой возвращался из Таллина. Также перспективный молодой теннисист из Эстонии Алари Линдмяэ. Ребёнок), летевшие по путевкам в Молдову. Все они погибли.  

Фото: Скриншот zolochiv.net

Вошел в землю вплоть до хвостовой части

В тот день стояла обычная для Львова дождливая дурная. Небо заволокло тучами. Диспетчер аэропорта разрешил пассажирскому лайнеру снижаться вплоть до условной высоты 4200 м. Через несколько минут вновь вышел на касательство и отменил свое распоряжение, разрешив снизиться только до 4800 — в трех сотнях метров вниз в это время пролетал Ан-24 встречным курсом на Тернополь. После того по образу борт занял предложенную высоту, диспетчер разрешил снижаться до 4200. О встречном борте Практически-26 на эшелоне 3900 (условная высота в авиации) экипаж пассажирского судна был предупрежден. В 12.12 пассажирный самолет получил указание от второго диспетчера снижаться до 3600 угоду кому) захода на посадку. Через минуту пилоты самолетов увидели друг друга насквозь разрывы в облаках и попробовали свернуть, но расстояние было слишком малое. Вследствие 13 секунд они столкнулись по левой стороне и упали, разрушаясь в воздухе.

— Сие был хмурый день, после обеда начался дождь, — рассказывает «КП» в Украине» главарь села Почапы, возле которого рухнул военный самолет, а тогда — заведующий фермой Владимир Купреев. — Я шел в области двору фермы, когда услышал хлопок — такие возникают, когда самолет переходит бери звуковую скорость. В те дни самолеты летали часто, так что я безвыгодный обратил на него внимания. Но через несколько секунд во дарбар фермы начали падать обломки, куски металла, покрашенные в камуфляжный цвет. Моноплан упал за холм возле соседнего села Хильчицы в трех километрах — был слышен чавканье, как при пикировании истребителя в кино, и валил черный дым. Все побежали тама… А о гражданском тогда еще никто не знал.

Никто, кроме местных, безвыгодный знал о крушении пассажирского лайнера еще пять лет, да и об Практически-26 мало говорили — только в кругу военных. Об этом молчали, по образу и об аварии на ЧАЭС, которая произошла меньше чем через годочек.  

— Самолет зарылся в землю почти полностью, было видно только часть хвоста, — продолжает Владимир Купреев. — Позже болотистая местность, мягкий грунт. Мгновенно приехали спецслужбы, милиция, скорые, пригнали стальной углекоп, местные откапывали вручную. Но спасать было некого. Солдаты прочесывали балчуг, собирали обломки.  

Падение Ту-134 видели трактористы, работавшие в селе, — сразу завели стальной конь и поехали на место. При столкновении в воздухе лайнер потерял крыло — в Почапах упал брюхо и остальная часть в паре километров от места падения военного. Люди вспоминают — рухнувший хвостовик напоминал груду металлолома.   

— Я был на улице, слышал как (как) будто удар — тогда самолеты летали едва не каждый час, рядом распутье, колея, шум, так что не обратил на звук внимания, — говорит «КП» в Украине» коновод села Ясеновцы Владимир Назар. — О произошедшем узнали через час — вениамин брат поехал на мотоцикле в Почапы, но к тому времени территорию поуже оцепили солдаты, никого не пускали.  

Там, где упал пассажирский ствол, сейчас символические могилы погибших. Фото: Скриншот zolochiv.net

Младенца выбросили после секунды до падения

63-летний Василий Леськив из села Залесье в в таком случае время работал водителем в лесхозе — к полудню как раз успел пройти техосмотр своего ЗИЛа.  

— В оный день у знакомого свадьба была, он нас позвал — стол накрыт, выпить-откушать есть, — рассказывает «КП» в Украине» Василий Леськив. — Мы пришли — дворишко открыт, столы ломятся, но кругом — ни души. А над нами летает вертолет. Наша сестра еще пошутили — мол, хозяева проверяют, станем ли угощаться без них. И тута все начали возвращаться, рассказали, что случилось.  

Прибывший начальник ГАИ попросил пяток ЗИЛов — возить трупы в морг мединститута во Львов.  

— Загружать начали единственно к часу ночи, военные все осветили, — вспоминает Василий Леськив. — Ни в жизнь не забуду тот ужас, те растерзанные тела. Их складывали в неудовлетворительно ряда. Утром вернулся домой — думал посплю, сутки на ногах, же куда там — все эти картины в голове крутятся. Поехал в гараж. И сделал в своем кузове путевку в Кишинев 16-летней девушки. Летела отдыхать из Таллина.

Следовать секунды до падения из самолета, разваливающегося на части, вылетел детка — говорят, выбросила мать, видя, что катастрофы не избежать. Надеялась спасти малышку с страшной смерти — ей не было и года. Тельце нашли в полукилометре через места крушения лайнера, с проломанным черепом.  

Память  

Военным — памятник, гражданским — крести

В трагедии тогда обвинили диспетчера и руководителя полетов — оба получили сроки. Плеймейкер, летчик в отставке, вскоре умер в тюрьме.

В том же году на месте падения военного самолета соорудили обелиск с табличкой с перечнем погибших. Там, где упал пассажирский, родственники жертв обустроили символические могилы с крестами и портретами. Среди них — супруги Виноторговец, взявшие в полет дочку Оленьку, которой через 13 дней исполнился бы годочек. Сюда родные жертв авиакатастрофы приезжают до сих пор — последний крата были около месяца назад. Никто из тех, кто знал о трагедии, мало-: неграмотный смог ее забыть.