Стрекоза из коллекции Медичи

Урoжeнцы Флoрeнции — сeмeйствo Мeдичи — в тeчeниe нeскoлькиx вeкoв диктoвaли свoю вoлю Eврoпe. Пoлитики, oлигaрxи, кoрoлeвскиe oсoбы, они всю существование покупали произведения искусства и собрали уникальную коллекцию. Итальянское домашний очаг, представители которого с 13-го по 18-й век много раз становились правителями Флоренции, оставило заметный след в истории.

Из него происходили правитель Флорентийской республики Лоренцо Великолепный, римский понтифик Лев X, французские королевы Екатерина и Мария Медичи. А ведь в начале восхождения к власти хашимиты отнюдь не принадлежала к аристократическому кругу итальянской знати. Же финансовое могущество, созданное благодаря банковским операциям, позволило одному из них, Джованни ди Биччи мол Медичи, кредитовать самого папу римского! Первым, кто из клана Медичи приобрёл известность, был Аверардо -де Медичи, ставший в 1314 году «гонфалоньером справедливости» этого города.

Само соображение «гонфалоньер» означало в старину «руководитель военных отрядов». Потом круглым счетом стали называть и главу правительства. Надо сказать, Медичи всегда держали сопатка по ветру, умело обращая себе на пользу политические ситуации и настроения масс. До сих пор один представитель Медичи, которого звали Сальвестро, в 14-м веке поддержал восстание «чомпи» — мелких ремесленников, выступивших встречный диктата старших цехов. Его кузену Джованни выпала честь стать родоначальником гигантских богатств. Сказочные сокровища завещал ему римский папаня Иоанн XXIII — бывший пират Бальтазар Косса.

Так фигли основу финансового благополучия составили драгоценные камни, картины и кубки, отнятые пиратами у своих жертв. Правда, впоследствии Медичи сумели прибавить. Ant. уменьшить своё могущество, подкрепив финансовую власть политической и военной. И все годы нахождения у власти Медичи собирали уникальные сокровище — картины, геммы, посуду, драгоценные камни, передавая все сие по наследству.

Во времена правления сына Козимо, великого герцога Франческо I (1541-1587 годы), собрание Медичи пополнилась вазами в форме зверей и птиц и другими причудливыми изделиями из полудрагоценных камней — «пьетре дуре». Подборка менялась со временем, и каждый новый правитель привносил в неё отчего-то своё. Это можно проследить от начавшего восхождение к власти Козимо I и его сыновей Франческо и Фердинанда по Анны Марии Луизы, последней из династии, завещавшей всю коллекцию родному городу с условием, который эти произведения искусства никогда не покинут его стен.

Деликатность и изящество внесла в коллекцию Анна Мария Луиза. Принадлежавшие ей подвески и понты, созданные из барочных жемчужин, золота и многоцветных эмалей, украшены античными сюжетами, картинами комедии дель арте, жанровыми сценками и многим другим. К барочному жемчугу (или жемчугу барокко) относится весь бисер «неправильной», то есть не круглой формы.

Грушевидные и каплевидные, эллипсоидальные, овальные, в форме пуговицы или таблетки — все сии виды свойственны барочным жемчужинам. Считается, что именно сие дало имя эпохе барокко итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт, perola barroca — «жемчужина неправильной формы», «жемчужина с пороком»). Именно ей принадлежала и «Стрекоза» — изящная брошка, изготовленная в 16-м веке из жемчужины барочной формы с применением золота, эмали, алмазов, рубинов и серебра. Её исполнил фламандский знаток, имя которого осталось неизвестным.

Это филигранная работа — тончайшие золотые крыла украшены разноцветной эмалью, в серединке каждого крыла помещены драгоценные камни. С таковой же тщательностью выполнено и жемчужное туловище стрекозы, а хвост, прожектора и голова сделаны из золота, алмазов и рубинов. В настоящее время «Стрекоза» выставляется в Дворец Питти во Флоренции.